Фудокан каратэ
ФУДОКАН КАРАТЭ
Основателем и создателем Всемирной школы ФУДОКАН КАРАТЭ является выдающийся мастер мирового каратэ, доктор спортивной медицины и физиологии, профессор Белградского университета, Сэнсей Илия Йорга, 10 Дан Джиу-Джитцу, 9 Дан КАРАТЭ. Три идеограммы слова "Фудокан" означают: "прочность", "стабильность", "жесткость" и "дом, домашний очаг". Дословно "Фудокан" - дом со стабильным основанием. Фудокан - это активно эволюционнирующий стиль, возникший сравнительно недавно - в 1980 году, как своеобразная, научно обоснованная форма каратэ.
Фудокан- это крайне точная форма каратэ, форма научно обоснованная, опирающаяся на соответствующие знания в области физиологии, биомеханики, педагогики, методологии, впитавшая в себя все самые передовые достижения спортивной науки, но, в тоже время, опирающаяся на незыблемые каноны и принципы Традиционных Боевых Искусств. В этом смысле, несомненно, Фудокан стал одним из самых мощных научных учреждений современного Традиционного Каратэ.
Фудокан - это правила поведения, Универсальный Нравственный Кодекс, который основывается на золотых правилах сэнсэя Гитина Фунакоси, а также на нравственном подходе к каратэ со стороны сэнсэя Хидетаки Нисиямы.
Фудокан - это своеобразная философски замкнутая система, ставящая вопросы и дающая ответы на многие, порой даже самые сложные вопросы бытия.
Фудокан концентрирует в своих рядах многочисленную и разнообразную по своему статусу и профессиональной деятельности элиту. Здесь царит университетский дух, свободный от ограничений и заблуждений.
Фудокан - это спорт, в котором главенствуют скромность, честь и гордость, а звание Учителя (Шихана и Сэнсея) является высоко ценимым и обязывающим.
Принципы, на которых основывается ФУДОКАН КАРАТЭ — это принципы всех японских боевых искусств, приспособленные к другим мировым традициям.
В ФУДОКАН КАРАТЭ самыми важными являются нравственные категории и определенные философские предпосылки, тогда как точные научные достижения представляют собой лишь средство для толкования основных принципов. Поэтому ФУДОКАН КАРАТЭ нельзя снижать исключительно до уровня спорта и упорядочивать его строгими правилами спорта, несмотря на то что подобное уже сделали с большинством японских боевых искусств, с многочисленными формами каратэ, давно уже приспособленными к современному пониманию спорта.
Хотя и в ФУДОКАН отдельные его проявления подробно описаны языком современной науки, оно, в сущности, не может рассматриваться только в строгом научном смысле. Ибо ФУДОКАН помимо того что является практическим боевым искусством, обозначаемым суффиксом «до» (Фудокан каратэ-до), содержит еще и приставку дзюцу, т.е. искусство, способ, техника. Поэтому, рассматривая Фудокан каратэ, нужно всегда иметь в виду, что оно двояко определяется обеими этими своими характеристиками. Добавим и то, что выражение каратэ, как синоним «тэ»-искусства, возникло лишь в последнее время, и что оно первоначально обозначало китайское искусство руки. Обдуманная замена японской идеограммы, обозначающей занятие традиционными видами искусства, получила новое значение, крепко стоящий дом или дом крепкого основания. Первая идеограмма обозначает отрицание следующего содержания, вторая же обозначает движение; истолкованные вместе, они дают отрицание движения, т.е. покой, неподвижность или, в переносном смысле, твердость; третья истолковывается как дом.
Идеограммы произносятся фу-до-кан.
Основные аспекты техник ФУДОКАН КАРАТЭ проистекают из основательно изученного главнейшего начала поглощения энергии противника, той энергии, которая относится к физической силе, а также той, которая относится к его психической позиции. Поэтому для ФУДОКАН КАРАТЭ характерен «пропуск силы» как части сочетания «мягкого» и «твердого» ответа на силу противника. Упомянутые элементы, в большей или меньшей степени, содержатся в стиле Сётокан, а ФУДОКАН КАРАТЭ возникло как плод многолетней спортивной и научно-исследовательской деятельности автора, а также сопоставления опыта других школ и стилей — в первую очередь подлинной, окинавской школы «искусства пустой руки».
ФУДОКАН возник и как последствие многолетней практической работы с каратистами стран Европы, Африки, Азии, Америки; за это время приобретенный нами авторитет в мире и осуществленные результаты привели в начале восьмидесятых годов к тому, что такой подход к искусству каратэ был сознательно организован в форме ФУДОКАН КАРАТЭ . Сегодня ФУДОКАН КАРАТЭ является преобладающей школой традиционного каратэ в восточноевропейских и среднеазиатских странах.
Боец ФУДОКАН КАРАТЭ способен продемонстрировать значительные достижения силы, но первая задача каждого мастера ФУДОКАН КАРАТЭ состоит в предупреждении начинающих каратистов — как словами, так и самим обучением — что боевое искусство применяется исключительно при самообороне, в полном понимании того, что самоконтроль и контроль силы являются условиями избежания повреждений или даже смерти. Придерживаясь духа искусства, развиваемого поколениями, мы считаем, что ФУДОКАНОМ, как боевым искусством, невозможно полностью овладеть без предварительно достигнутого внутреннего мира и согласия. Лишь в таком случае, при установлении согласованного и гармоничного отношения к природе, можно развивать положительные возможности человеческой силы, в том числе и боевое искусство противодействия любому противнику, но в первую очередь самому себе.
Начала, на которых основывается ФУДОКАН — это контроль над дыханием и контроль над собственными поступками, направлением духа ко всеобщим нравственным нормам. В этом смысле, всякому, кто начинает заниматься Фудоканом, сразу сообщается, что тренировка и продвижение вперед в овладении искусством не будут успешными, если он посвящает себя только его физическим аспектам. Истинная мощь каждого боевого искусства, а Фудокана в особенности, вытекает из внутреннего бытия, а внешне только проявляется; поэтому самоиспытание, самосовершенствование духа являются условием продвижения вперед, условием, имеющим одинаковую, а может и большую важность самой физической тренировки.
Это способ, с помощью которого можно преодолеть трудности, вызванные собственным Я; эти трудности хорошо характеризуются мыслью Хидэтаки Нисиямы: «Я упражняюсь таким образом, что сегодня я лучше, чем вчера, а завтра буду лучше, чем сегодня».
Учитель Фудокана учит боевому искусству каждого ученика в отдельности, со сколькими бы из них он ни работал, приспосабливая обучение к их личным возможностям и способностям. В Фудокане всякий совершенствуется в соответствии со своими возможностями. Естественно, достижение и развитие внутренней силы зависит от частоты, интенсивности и качества тренировок; наоборот, таким образом достигнутое ки возвратно действует на упражняющегося, укрепляя его психическую силу, интуицию, опытные возможности и всю мощь, необходимую в определенный момент. Таким путем достигается своеобразная самоуверенность участника состязания и бойца, чувство могущества и способности без усилия владеть всеми элементами искусства, в равной степени духовными и физическими.
Развитие внутренней, психической силы, интуиции и Духовной предприимчивости — все то, что обозначает понятие ки — имеет существенную важность для каждого в Фудокане. Оттуда проистекают цели, к которым стремится каждый упражняющийся:
1. Устранение внешних препятствий и направленность к намерениям нападающего
В момент, когда перед ним стоит противник, готовый атаковать его рукой или ногой, начинающему кажется очень трудным достигнуть того «холодного» состояния, освобожденного от страха, гнева, неизвестности следующего мгновения, недоумения, какую технику защиты или контратаки применить, — всего того, что проистекает из сознательной области его существа и овладевает им. Однако именно устранение сознательных чувств составляет то, что является мастерством в Фудокане. Единоборство решается «несознательно», без размышлений, мгновенно.
2. Дыхание
Вместо обычного грудного дыхания, применяется диафрагмальное («грудо-брюшное») дыхание.
3. Контроль и согласование дыхания
Дыхание приспосабливается к любой мышечной деятельности, к любому движению в тренировке или в поединке. Практически это значит, что выполнение любой техники требует выдоха, при котором нужно задержать половину дыхания. Вдох способствует более быстрому движению и более легкому переносу веса, а выдох — более крепкой связи с почвой, «заземление», при помощи которого достигается больший эффект удара.
4. Прислушивание и ощущение тела
Фудокан боец прислушивается к своему дыханию и сознает каждую часть своего тела; таким образом, все движения контролируются, а эффект согласованности мышечных групп усиливается.
5. Контракция
Во время тренировки или поединка необходимо поддерживать постоянную и гибкую мышечную контракцию.
6. Исходная точка
Все техники, в какую бы сторону ни были направлены, начинаются с места, на котором локти прикасаются талии.
Понимание психофизических принципов в сочетании двух противоположных требований — перехода от сильного, мощного, твердого, контрагированного состояния тела до совсем ослабленного — и тот факт, что это лишь формы одного и того же состояния гармонии, к которой стремится человек, есть одна из основных форм обучения в Фудокане. Сильная контракция представляет собой физическую силу человеческого тела; мягкость ослабления представляет собой мягкость и текучесть духа, противопоставляемого силе, духа, способного к целесообразному приспособлению. Единство обоих элементов составляет свойство перворазрядного мастерства, достигаемого волей и настойчивостью. Неписаное правило Фудокана — это постоянное стремление в каждый момент на силу нападающего ответить сдержанным, мягким движением, поглощающим наименьшую возможную часть энергии нападения. И наоборот, наименьшей энергией собственной техники произвести наибольшие возможные эффекты на нападающего. Во всем этом не лишне повторить: каждое движение тела и каждая техника сопровождаются правильным дыханием бойца Фудокана.
Тело должно быть гибким, вроде березы под порывом ветра; порыв проходит, и ветка мягко возвращается в свое первоначальное положение. Когда тело бывает очень сильно напряжено и человек глубоко вдохнет, тогда тело напоминает гигантскую волну океана, не встречающую ни сопротивления, ни препятствия. Поэтому эмблема Фудокана содержит деревья и волны: в защите мы гибки и мягки, как ветки на ветру, а в нападении мощны, как волны океана. Устойчивая позиция и продолжительный выдох делают тело твердым, как величественная гора.
ФУДОКАН СОЗДАЕТ ЦЕЛОСТНОГО ЧЕЛОВЕКА, ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНОГО ДУХА И ВОЛИ, ОБРАЗОВАННОГО И НРАВСТВЕННОГО, ГОТОВОГО БОРОТЬСЯ ЗА ИСТИННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.
Илия Йорга
10 Дан, Соке