Родителям о Боевых Искусствах: каратэ, Айкидо, Джиу-Джитсу и Рукопашном Бое.

22июл 2013
Родителям о Боевых Искусствах: каратэ, Айкидо, Джиу-Джитсу и Рукопашном Бое.
Родителям о Боевых Искусствах: каратэ, Айкидо, Джиу-Джитсу и Рукопашном Бое.

Родителям о Боевых Искусствах: КАРАТЭ, Айкидо, Джиу-Джитсу и Рукопашном Бое.

Касаткин Николай Сергеевич, 6-й Дан, тренер-преподаватель высшей категории, Заслуженный наставник Российского Союза Боевых Искусств

«КАРАТЭ, Айкидо, Джиу-Джитсу и Рукопашный Бой являются основными видами боевых искусств уже не только в Японии, но и во всём мире, а особенно и в России. Сами же Боевые Искусства являются генетически неотъемлемой частью истории и культуры Японии. В связи с этим для подавляющего большинства родителей японского ребёнка нет сомнений в необходимости занятий одним из видов Боевых Искусств, вопрос заключается лишь в выборе вида, зачастую нескольких видов, и учителя (школы).

Спецификой наших родителей является, как правило, недостаточная информированность о Боевых Искусствах, о том, что они могут дать ребёнку и как может повлиять на развитие его личности. От сюда главной мотивацией прихода в Школу Боевых Искусств вместе со своим ребёнком является некий ореол эзотерической загадочности слов:  КАРАТЭ, Айкидо, Джиу-Джитсу, Рукопашный Бой, и самого понятия «Боевые Искусства». Рассмотрим на примере тренировочных занятий Боевым Искусством «КАРАТЭ». Многие родители предлагают своему ребёнку каратэ как «конфетку», которая ему может понравиться, а может и нет, отдавая ему право на принятие решения – заниматься или нет. И это одно из главных заблуждений наших родителей. Главным направлением воспитательной деятельности родителей является выбор видов, форм и методов воспитания и обучения своего ребёнка, лежащих в основе формирования его личности.

Сегодня бытует искажённое представление понятия «личность ребёнка». Многие мамы, указывая на своего карапуза, часто заявляют : «но он же личность, пусть сам и выбирает». Да, несомненно, ребёнок является личностью, которой предстоит долгая дорога в обучении и воспитании, что бы вырасти в личность взрослого, полноценного гражданина, специалиста, отца семейства, защитника Родины и т.д. Поэтому принимать решение должны родители. Это решение должно быть всесторонне обдуманным и взвешенным, исходя из оценки многих факторов.

Выбор вида Боевого Искусства, направления Боевого Искусства,

учителя (тренера-преподавателя), школы КАРАТЭ.

Постарайтесь получить максимум информации о предмете своего выбора. Обратитесь к литературным источникам, мнению специалистов.

Обращаясь в организацию, в клуб, к тренеру-преподавателю, не стесняйтесь убедиться в квалификации инструктора, попросите его представить документы об образовании, квалификацию как инструктора Боевых Искусств (диплом о квалификации его уровня – Дан, за подписью известного мастера), его резюме. И помните, что даже диплом о высшем образовании в области физической культуры и спорта ещё сам по себе не является гарантией высокого технического, методического и педагогического уровня тренера-преподавателя. Как правило, выпускнику профильного ВУЗа ещё только предстоит со временем вырасти в настоящего тренера-преподавателя (СЭНСЕЯ). Если отталкиваться от европейских стандартов, то инструктором может быть практик каратэ, продолжающий систематическое изучение КАРАТЭ, с определённым образовательным уровнем, окончившим курсы инструкторов под эгидой официальной известной в мире организации, в возрасте от 25 лет и квалификацией минимум 2-й Дан.

Что касается выбора места занятий, то выбирайте место поближе к дому, т.к. удалённость от дома зачастую со временем становится причиной прекращения занятий.

Периодически, с разрешения тренера-преподавателя, понаблюдайте за ходом тренировки и поведением своего ребёнка. Это позволит Вам сделать правильные выводы по оценке отношения к занятиям самим ребёнком. Стимулируйте ребёнка к систематическим тренировкам и самостоятельной работе, поощряйте его интерес в углублении своих знаний и навыков.

Помните, что успех в привитии любви к спорту, к КАРАТЭ, на первом этапе (до получения 1-го Дана чёрного пояса) зависит в первую очередь от Вашей настойчивости и целеустремлённости .

Систематически контролируйте состояние здоровья ребёнка, уделяйте внимание вопросам режима, питания и гигиены. Чаще советуйтесь с тренером –преподавателем (СЭНСЕЕМ).

Постоять за себя Очень часто родители обращаются с просьбой научить их детей защищаться, «уметь постоять за себя», «дать отпор обидчикам». При общении с родителями выясняется, что часто ребенок начинает подвергаться нападкам со стороны других детей. Иногда это происходит из зависти к учебным или спортивным результатам, иногда просто по причине разницы в возрасте.

Чем можно помочь в этой ситуации? В первую очередь надо выяснить степень угрозы для безопасности ребенка, подвергается ли ребенок нападкам прямо сейчас, в настоящее время, или в прошлом, происходит ли это в какие-то отдельные нечастые моменты, или систематически. Далее надо анализировать полную картину ситуации и роль самого ребенка в ней. Ведь часто дети своим поведением могут провоцировать других детей на неадекватные действия и после сами страдают от этого. Часто для решения конкретной проблемы нет необходимости бросать другие виды спорта и активно заниматься боевыми искусствами. Но в любом случае Боевыми Искусствами и видами единоборств не будут лишними. На этих занятиях ребенок получит навыки использования некоторых наиболее действенных техник самообороны и базовые знания о том, как себя вести в ситуации угрозы со стороны сверстников или взрослых. Индивидуально может быть Сэнсеем даны специфические знания о возможной тактике поведения или защиты для конкретной ситуации каждому ребенку.

Занимаясь Боевыми Искусствами КАРАТЭ, Айкидо, Джиу-Джитсу, Рукопашным Боем и другими единоборствами в группах, ребенок получает как навык общения со сверстниками, так и навык спарринговых отработок с ровесниками и детьми старшего возраста. Часто ребенку просто не хватает уверенности в своих силах, и в этой случае, осознание своей причастности к занятиям боевыми техниками очень сильно поднимает уровень самооценки и уверенности у ребенка. Стоит ли говорить, что занятия Боевыми Искусствами КАРАТЭ, Айкидо, Джиу-Джитсу, Рукопашным Боем развивают детей не только физически, но и дают понимание правильной оценки возможных угроз, вырабатывают понимание того, как себя необходимо вести для избежания конфликтов с применение силы.»

 

«Детское КАРАТЭ»

Выдержки из статьи Лихобабина П.Е. 7-й Дан., Вице-президента Всемирной Ассоциации Реального Каратэ и Бушидо. «По личному опыту, могу сказать, что, в отличии от взрослых, дети сами не приходят заниматься. Их всегда приводят родители. По видимому заранее объяснив своему ребёнку, куда и зачем его ведут. И сам маленький человечек, насмотревшись разнообразных кино и видео фильмов, в глубине души затаил радость, от встречи с каким то загадочным и не обычным видом единоборства.

К сожалению, только приход, а точнее привод ребёнка на тренировку по боевым искусствам, ещё не даёт гарантию того, что малыш в скором времени станет грозой улицы. А эта мысль бывает основополагающей у родителей, желающих отдать своего любимого ребёнка, на воспитание чужому дяде. Прежде всего, родители хотят видеть своего ребёнка, лучше и удачливей, чем они. А экстраполируя на ребёнка свои желания, они совсем забывают о его потребностях. Понять их можно, с точки зрения взрослого человека, все хотят дать ребёнку то, чего сами были лишены. Здесь так же работает мысль о том, что, став, по их мнению, сильным уверенным в себе человеком их чадо пойдёт по жизни уверенным шагом, легко преодолевая всякие житейские неурядицы.

Хорошим примером несчастных детей в спорте, является спортивная и художественная гимнастика, балет и т.п., где маленьких старательных ребятишек делают послушными маленькими роботами, ломая их детство и дальнейшую личную жизнь. И сейчас это можно объяснить только, как амбициями родителей, желанием доказать кому то, что они со своим ребёнком какие то особенные.

Отдавая ребёнка в какую либо секцию, помните о том, что дорога в ад вымощена благими намерениями. И когда очередной инструктор будет Вам рассказывать о том, кого он воспитает из вашего ребёнка, подумайте о тех травмах, моральных и физических для вашего ребёнка, которые будут сопутствовать этому. У ряда «подпольных» сенсеев о технике безопасности и говорить не приходится, маленьких гладиаторов выпускают на поединки, плохо подготовленными, физически, технически и морально. В доморощенном варианте спортивного каратэ любого направления, травмы ваших детей, это ваши проблемы. Никто из отечественных инструкторов не побеспокоится о том, что ваш ребёнок получит, какую либо травму на соревнованиях, у нас ведь никто не страхует маленьких каратистов, а во что эта травма выльется в дальнейшем, будут знать только родители… Многие не задумываются об обязательном на западе страховании. А крики, которыми подбадривают «учителя» своих воспитанников достойны лучших голливудских боевиков. «Выруби его!» или «Убей его!», это, пожалуй, самые безобидные из тех, которые приходилось слышать на детских соревнованиях. Самое ужасное, что и родитель попадая под влияние таких, мягко говоря «наставников», начинают терроризировать своего ребёнка и кричат на него, ещё похлещи тренера. Судейский корпус обычно на таких соревнованиях, набирается из таких же горе «наставников», и им уже не до объективного или безопасного судейства. Им главное, что бы выиграл их воспитанник, и они будут любыми средствами стараться подсудить ему. А если для этого надо покалечить, соперника, они со спокойной совестью закрою глаза на какое-нибудь нарушение.

Помню, эпизод из не давнего прошлого, проходили соревнования и на одну из площадок вызвали двух каратистов, для проведения поединка. Обоим было лет по семь, восемь. Подбадриваемые криками своих инструкторов, товарищей и родителей, на татами появились две тощеньких дрожащих фигуры. Кимоно на них висело маленькими мешочками, к рукам были примотаны, какое то подобие «кентосов». Они стояли, напротив друг друга, и боялись. Боялись всего, предстоящего поединка, боли, а больше всего они боялись, что это заметят их товарищи.

И вот после короткого и дикого, по японским меркам ритуала, большим дядей судьёй, который возвышался над ними, была дана команда «ХАДЖИМЕ!», в переводе «НАЧАЛИ!». С отчаянием и каким то писком они бросились друг на друга, с закрытыми глазами. И…!? Не произведя ни одного технического движения, просто от избытка переполнявшей их энергии попадали на спины. Тут в дело вступают судьи. Долго и нудно обсуждают этот эпизод, а затем выносят решение. И оказывается, что один из них нанёс какой то удар, но его видел только рефери. Всё дальнейшее, как в тумане. Техники никакой, зато много ударов в пах, разбитые носы, слёзы и детская обида на весь мир. Ну и в результате по истечению времени поединка, кто-то из них получает победу. А теперь догадайтесь, почему именно этот, а не другой? Вы правильно догадались, рефери был его тренером.

Хорошо, что на сегодня идет профессиональными тренерскими коллективами работа по недопущению подобных ситуаций. Детская психика очень тонкий инструмент, который при определённой стрессовой ситуации может дать сбой. И не о какой то там технике, или контроле ударов речь уже не идёт, малыш бросается в обыкновенную драку. А большие дяди, в судейской форме, не должны делать хорошую мину, при плохой игре, пытаясь найти в этой детской потасовке, какие то движения отдалённо напоминающие, движения каратэ.

После поединка, как правило, кто-то оказывается победителем, а кто-то побеждённым. Даже у взрослых такая ситуация вызывает определённое психологическое напряжение, а что говорить о детях. Один в эйфории радости выделывает какие то киношные движения руками, выкрикивая иноземные крики «ЕСС!!!», а другой бедолага в лучшем случае рыдает на плече у своих родителей, а в худшем выслушивает недовольную нотацию от, казалось бы, любящих родителей. А если еще и присутствует не объективное судейство, такая ситуация будет повторяться на каждых соревнованиях, тут уже не далеко и до нервных срывов.

Так как же быть, отдавать своё чадо, в руки чужому дяде или не отдавать?

Задайте себе вопрос, для чего вам это надо? Можно отдать ребёнка в секцию боевых искусств, так как вы хотите видеть его сильным, ловким, уверенным в себе человеком, который при необходимости мог бы дать отпор зарвавшимся хулиганам на улице. Красиво звучит, но на самом деле, на улице не дерутся по правилам, и там нет места благородству. Можно тешить свои скрытые амбиции, и призрачно надеяться на то, что когда-нибудь ваш ребёнок станет чемпионом Мира. А можно говорить себе, что мой ребёнок просто занимается для общего развития. В любом случае, учтите, это ВЫ отдаёте своего ребёнка, в руки постороннего человека и вся ответственность за его дальнейшую судьбу и его здоровье будет полностью лежать на ВАС!»

 

Комментарий Алексея Петрова: Вице-президента «Будо–Академии» (город Москва), советника члена Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних.

«Не подумайте, данной статьей мы не пытаемся отговорить Вас отдать ребенка в секцию КАРАТЭ. Ни в коем случае! Мы специально представляем Вам такую статью, дабы вы сделали свой выбор осознанно, проанализировав уровень подготовки тренерского состава, контроля за их работой, наличие методологии и т.п., а не просто повели ребенка в ближайший зал. А если вы еще и проанализируете травматизм в видах спорта, то с удивлением обнаружите, что согласно статистике последних лет, самые опасные виды спорта – это баскетбол и велосипедные гонки, горные лыжи, затем идут мотогонки. А все единоборства (среди них на первом месте по опасности стоит бокс), оказывается, менее травматичны, чем любой из игровых видов спорта.

Отдавая ребенка в секцию КАРАТЭ, надо понимать, что правильно выстроенный тренировочный процесс с должным контролем за здоровьем ребенка не принесет заметных результатов мгновенно. КАРАТЭ – это не просто спорт. Это искусство, направленное на гармоничное развитие личности, на воспитание не только физически здорового, но и духовно развитого человека, умеющего уважать старших и товарищей, соблюдать строгие, но необходимые правила поведения, готового переносить трудности ради достижения цели.

Тренировочные занятия направлены на:

  • развитие общих физических качеств - ловкости, гибкости, выносливости и скорости игровыми методами, соответственно данному возрасту,;

  • обучение выполнения технических элементов КАРАТЭ;

  • формирование внимания на тренировках, дисциплинированности;

  • воспитание морально - волевых качеств;

  • воспитание культуры поведения на основе «Рэйги» - этикета КАРАТЭ.

И если вы сможете помочь тренеру удержать ребенка на этом, без сомнения, сложном и трудном пути, пока он сам осознанно не встанет на него – то постепенно вы увидите восхитительный результат. И тогда первоначальное желание получить умение драться покажутся Вам и Вашему повзрослевшему ребенку, по меньшей мере, смешными.»

 

Смотрите также:

Расписание тренировок по каратэ 22.07.2013 Расписание тренировок по каратэ
Расписание тренировок по Боевым Искусствам и Единоборствам: каратэ, Джиу-Джитсу и Рукопашному Бою в Ленинском, Заволжском, Железнодорожном и Засвияжском районах города Ульяновска
Фудокан каратэ 22.07.2013 Фудокан каратэ
Фудокан каратэ-боевое искусство для детей (мальчиков и девочек 5 лет и старше)
Боевое каратэ 22.07.2013 Боевое каратэ
Боевое каратэ для мальчиков и девочек с 7 до 13 лет, юношей и девушек 14 лет и старше, взрослых 18 лет и старше
История развития каратэ 22.07.2013 История развития каратэ
История развития каратэ
Принципы фудокан каратэ 22.07.2013 Принципы фудокан каратэ
О принципах фудокан каратэ
×
Ульяновская региональная физкультурно-спортивная общественная организация "Федерация каратэ"